Зимняя уборка территорий в Новосибирске.
Новосибирск является одним из самых крупных муниципальных образований РФ с населением более 1,5 млн человек и площадью 505,62 млн м2. Город административно разделен на 10 районов, расположенных на обоих берегах р. Оби, соединен двумя мостовыми переходами и разрешенной для движения транспорта дамбой ГЭС. Административное деление Новосибирска и большая протяженность его вдоль реки обусловили создание шести дорожно-эксплуатационных учреждений, за которыми планомерно распределены территории для обслуживания улично-дорожной сети города, общая протяженность которой составляет порядка 1400 км, а площадь – более 35 млн м2.
Обслуживание включает в себя механизированную и ручную уборку дорог, тротуаров, остановок общественного транспорта, мостов, пешеходных переходов, парков и скверов и т.д. Дорожные учреждения работают в круглосуточном режиме в две смены. Ежесменно в уборке улично-дорожной сети задействованы в среднем от 260 до 370 единиц дорожной техники и более 370 мобильных рабочих в зависимости от погодных условий.
Для зимнего содержания дорог используются пескоразбрасыватели, комбинированные дорожные машины, подметальная техника, грейдеры, снегопогрузочная техника (снегопогрузчики и фронтальные погрузчики), МТЗ с метущими органами и самосвальная техника.
В качестве реагента при обработке улично-дорожной сети используется пескосоляная смесь с содержанием соли 7–8%, заготовка которой осуществляется в летний период. Зимой для защиты дорог и тротуаров города от обледенения расходуется порядка 100–120 тыс. т такого реагента. При необходимости применяется пескосмесь с большей концентрацией соли, а также отсев и щебень мелкой фракции для посыпки особо опасных участков дорог (спусков, подъемов, остановок общественного транспорта). Расход пескосмеси и интенсивность посыпки определяются нормативами содержания улично-дорожной сети.
После обработки снег собирается и вывозится на площадки для временного складирования. В зимний сезон 2012–2013 гг. с улично-дорожной сети города было утилизировано более 4 млн м3 снега.
Октябрь и ноябрь 2013 г. отличались минимальным количеством осадков в виде снега. Снежный покров установился только в первой декаде декабря. С этого периода всеми учреждениями осуществлялось зимнее содержание улично-дорожной сети: обработка автомобильных дорог и тротуаров пескосмесью, очистка от снега дорог и тротуаров. Для временного складирования снега на зимний период 2013–2014 гг. было предусмотрено 30 площадок во всех районах города. В весенне-летний период проводится очистка данных площадок от случайного мусора, выполняются рекультивация и планировка территории.
Строительство снегоплавильной станции
Одним из важных решений, принятых муниципалитетом для усовершенствования уборки города от снега, было строительство снегоплавильной станции. В настоящее время построена и запущена снегоплавильная установка в Октябрьском районе Новосибирска.
Реализация данного проекта позволяет сократить количество транспорта, используемого для вывоза снега на отвал, в 3–3,5 раз. Экономический эффект достигается за счет сокращения расстояния перевозки снега в среднем с 10–15 км до 3–5 км. Выбранная площадка имеет удобную транспортную схему с подъездами с четырех магистральных улиц, что позволяет обеспечить прием снега как из центральной части города, так и из близлежащих районов. Кроме того, за счет уменьшения снегоотвалов и использования очистных сооружений, работающих совместно со снегоплавильной станцией, значительно сократится загрязнение окружающей среды. Стационарная снегоплавильная станция позволяет утилизировать даже сильно загрязненный снег с городских дорог.
Финансирование строительства осуществлялось на основе государственно-частного партнерства. Мэрия Новосибирска финансировала подключение установки к сетям электро- и газоснабжения, а инвестор оплачивал оборудование и строительно-монтажные работы.
Стоимость проекта составляет 153160 тыс. руб. (включая НДС), в том числе:
строительные работы и оборудование – 121160 тыс. руб.;
проектные работы и получение технических условий – 32000 тыс. руб.
Данная технология плавления снега широко применяется за рубежом, в частности, в Канаде. В России такая стационарная снегоплавильная станция построена впервые. Для плавления снега применяются погружные газовые горелки производства фирмы «Трекан» (Канада). В конструкции снегоплавильной установки использовано три горелки производительностью до 60 т снега в час каждая. Таким образом, суммарная производительность станции составляет до 180 т/час.
Технологический процесс выглядит следующим образом:
снегоплавильная станция принимает снег как с самосвалов, так и с резервного склада временного хранения;
в бункер объемом 60 м3 для плавления снега заливается вода и с помощью погружных газовых горелок прогревается до 20–25°С;
фронтальный погрузчик перемещает снег в бункер станции;
снег расплавляется, образующаяся вода отводится в локальные очистные сооружения и далее в коллектор ливневой канализации, а тяжелый осадок выносится в пескоприемник;
из пескоприемника тяжелый осадок извлекается и укладывается на специальную площадку для предварительного обезвоживания;
обезвоженный осадок грузится в самосвал и вывозится.
Выплавленный песок планируется использовать вторично в пескосмеси для посыпки дорог. Предусматривается вести работу круглосуточно с технологическими перерывами для удаления мусора, накопившегося при плавлении снега.
За 1 час при температуре воздуха –18°С станция перерабатывает 165 т снега, за пять месяцев зимнего сезона (3 тыс. рабочих часов) – 495 тыс. т. Чтобы ликвидировать площадки для временного складирования снега, необходимо построить не менее четырех станций. В ближайшее время планируется построить вторую станцию.
Дополнительно в городе эксплуатируется мобильная снегоплавильная установка, работающая на дизельном топливе. За зимний период 2012–2013 гг. с помощью этого агрегата было переплавлено 16,0 тыс. м3 снега. Данная установка из-за небольшого объема фильтра применяется для утилизации относительно чистого снега (на территории парков).
Уборка улиц и парков
Одной из проблем механизированной уборки новосибирских улиц остается припаркованный с нарушением правил личный автотранспорт, мешающий проходу снегоуборочной техники. Для организации расчистки центральных городских дорог, где паркуется больше всего автомобилей, специализированную технику сопровождают экипажи дорожно-постовой службы ГИБДД. Кроме того, привлекаются эвакуаторы для перемещения автотранспорта, мешающего работе снегоуборочной техники. Для информирования автомобилистов о запланированных работах по уборке и вывозу снега устанавливаются информационные щиты и временные дорожные знаки, запрещающие стоянку и парковку транспортных средств в местах производства работ. Массовый сбор и вывоз снега в основном осуществляется в ночное время, когда уменьшается интенсивность движения транспорта.
В 2013 г. проведена работа по передаче объектов улично-дорожнойсети и других территорий в районные администрации. Это дороги районного значения, где нет маршрутов общественного транспорта, и тротуары вдоль них (категория 2б), внутриквартальные проезды, расположенные на муниципальных территориях (категория 3а), различные лестницы, пешеходные мостики и дорожки (разные категории), дороги частного сектора (категория 3б) и неблагоустроенные участки.
С начала 2014 г. указанные территории переданы на содержание частным организациям, которые определены на основе конкурсов, проведенных администрациями районов в рамках своих полномочий, включающих функции главного распорядителя бюджетных средств. В настоящее время содержание данных участков осуществляют 10 частных организаций с общим количеством техники более 100 ед.
Большой вклад в санитарное содержание городских территорий вносят мобильные бригады, созданные в каждом районе еще в 2001 г. В настоящее время их персонал во всех районах насчитывает порядка 370 человек.
В зимний период большое внимание уделяется также содержанию озелененных территорий. Прежде всего, это создание условий для свободного пешеходного движения в скверах, парках, аллеях и на бульварах. Технология очистки от снега таких территорий аналогична содержанию улично-дорожной сети – где позволяют габариты, проходит спецтехника, на остальных участках используется мототехника или ручной труд.
Повышение качества
В 2013 г. был обновлен парк специализированной техники в учреждениях дорожно-благоустроительного комплекса, приобретено 59 ед. нового оборудования. Основной упор был сделан на приобретение малогабаритной техники для уборки тротуаров и фронтальных погрузчиков. Приобретенные машины являются многофункциональными, имеют достаточную мощность и мобильность. Каждая из них оснащена комплектом навесного оборудования: щеткой для подметания тротуаров в зимнее время, щеткой с бункером – для летнего времени, шнекороторной навеской, ковшом, поворотным отвалом. Также за последние несколько лет для каждого района были приобретены фронтальные погрузчики с объемом ковша 1,8 и 2,2 м3.
В целях повышения качества содержания улично-дорожной сети города, разработана целевая программа развития дорожной отрасли на 2013–2015 гг., в которой утвержден перечень мероприятий по укреплению материально-технической базы и обеспечению квалифицированными кадровыми ресурсами дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска. Основными пунктами данной программы стали:
приобретение специализированной техники и материально-технических ресурсов;
ремонт и реконструкция производственных баз и помещений;
предоставление муниципального жилья для проживания водительского состава и водителей спецтехники;
увеличение их заработной платы и субсидирование за счет городского бюджета коммунальных услуг.
Кроме того, проведена работа по расширению и развитию навигационной системы спутникового слежения ГЛОНАСС. В настоящее время навигационными блоками и датчиками уровня топлива оборудовано 710 ед. специализированной техники, что позволяет в реальном времени отслеживать и координировать ее работу.
Несмотря на постоянное повышение требований к содержанию территории города в зимний период, городские службы, задействованные на уборке городских территорий, с поставленными задачами справляются на должном уровне.