Способы утилизации снега на примере Москвы
Существует два способа утилизации снега. Один из них заключается в том, что снег сам тает на «сухих» снегосборных пунктах. Разумеется, для этого требуется теплая погода, поэтому такой способ приемлем только весной. А можно использовать снегоплавильные пункты. В них снег тает за счет энергии различных теплоносителей, что позволяет не зависеть от погодных условий. В 2008-2009 гг. объем работ по утилизации снега составлял 297540 кубометров в сутки, а за всю зиму его выпало примерно 36 млн. м3 при плотности 0,3 т/м3.
«Сухие» снегосборочные пункты - это наиболее экологически чистый метод снегоудаления. Такие пункты имеет сооружения для сбора и очистки талой воды. 1 млн. м3 занимает площадь около 12 га, а чтобы его переработать потребуется площадь уже более 400 га. Из-за нехватки свободных территорий, таким способом в Москве утилизировалось не более 15% снега. В 2000 году основным способом удаления снега являлась его перевозка в необорудованные свалки. На свалки вывозилось 53% снега, 35% сбрасывалось непосредственно в водоемы города: в Москву-реку и реку Яуза, 11% хранилось и утилизировалось «сухим» способом, 1% плавился в канализационных коллекторах.
Вначале предполагалось, что после плавления убранного снега воду будут сразу же сбрасывать в коллекторы, но как показала практика, этот метод неэффективен. Снег с городских улиц содержит в себе много примесей: песок, реагенты, нефтепродукты, вследствие чего часто не соответствует нормам приема стоков в канализацию. Коллекторы начинали засоряться, а их чистка - это дорогостоящий и трудоемкий процесс. Поэтому с 2000 года в Москве была разработана генеральная схема утилизации снега, ключевым моментом которого является условие очистки талых вод от загрязнений. Все современные стационарные снегоплавильные пункты (ССП) были разработаны с учетом этих требований. Сбросные воды ТЭЦ, устройства на базе мобильных котельных, отходящие воды от городских бань, подземные реки и сеть хозяйственно фекальной канализации обладают наибольшим резервом тепловой мощности. Обычно их энергию и используют ССП при плавлении снега.
При выпадении всего 10 мм снега на городские магистрали следует переработать примерно 2 млн. м3 снежной массы. Столичным ССП для этого потребуется 10 дней. Дальнейшее создание стационарных пунктов невозможно, так как в городе больше нет территорий с подходящими условиями.
В зарубежных странах, таких как США и Канада, широко используются передвижные снегоплавильные пункты, их производительность составляет примерно 20-500 тонн в час. Распространение подобных установок позволило бы быстрее решать проблемы, связанные с отсутствием места для длительного хранения снега или дефицитом времени для его вывозки.
Первый опыт использования передвижных снегоплавильных пунктов с большой производительностью показал, что они вполне могут заменить ССП. Кроме этого передвижные снеготаялки не требуют постоянного подключения к инженерным сетям, они позволяют снизить стоимость переработки одного кубометра снега. Ну а если учитывать, что они при этом не нужно тратить время для получения землеотводов, сложных согласований, которые обязательны при строительстве стационарных пунктов, то вариант их использования выглядит еще более привлекательным.
Все используемые снегоплавильные установки можно классифицировать несколькими способами:
- по типу теплоносителя: использующие горячий воздух или газообразные продукты сгорания, использующие горячую воду (тепловодяные);
- по способу загрузки снега: с загрузкой непосредственно с самосвала или бульдозером (стационарные), а также с загрузкой со встроенным индивидуальным устройством или снегопогрузчиком (передвижные);
- по назначению: магистральные, дворовые, аэропортовые и т.д.;
- по виду взаимодействия: с теплоносителем, не имеющим непосредственного соприкосновения со снегом или контактирующим с ним;
- по виду процесса: с активным плавлением снега (применение механичесого перемешивания, барботажа и струйных систем) или пассивным;
- по виду энергетического источника: с внешним источником тепла, к которому подключена стационарная снегоплавильная установка или с индивидуальным источником тепла для плавления снега – контактными водоподогревателями, погруженными горелками, угольными, газовыми или дровяными топками, смонтированными вместе со снегоплавильной камерой;
- по мобильности: стационарные, передвижные (прицепные), самоходные на автомобильном или специальном шасси;
Разные снеготаялки имеют различные коэффициенты полезного действия (КПД) и разную производительность, поэтому некоторые из них из-за своих существенных недостатков, в настоящее время не используются.
Январь 2009г